Производство в черной металлургии в этом году может снизиться на 20-30%, причем основное сокращение еще впереди. Остановился экспорт в Европу, перенаправить потоки в Азию мешают конкуренция и низкие цены. Кроме того, на металлургов давит высокая налоговая нагрузка и сильный рубль
Цены на сталь в России с начала года снизились более чем на треть и откатились к уровню 2020-го, сообщил ТАСС со ссылкой на вице-президента ассоциации «Русская сталь» Андрея Леонова. В ассоциацию входят крупнейшие российские компании черной металлургии — «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и Evraz.
По словам Леонова, себестоимость производства за этот период выросла почти на 50%, а само производство в июне рухнуло на 20-50%. Он добавил, что дополнительные налоги в мае 2022 года составили около 1480 рублей на т стали. «Изъятие дополнительных налогов при практически полном отсутствии прибыли не может не усугублять и без того сложное положение металлургов», — отметил Леонов.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сказал в интервью «РИА Новости», что загрузка производственных мощностей российских металлургических предприятий в июне снизилась на 25% по сравнению с апрелем. «Это понижение вкупе с 30%-ным снижением цен на металлопродукцию на российском рынке может привести к тому, что уровень рентабельности предприятий значительно снизится, нам бы не хотелось этого допустить», — отметил министр.
«Ожидается, что снижение объемов производства российских предприятий черной металлургии в 2022 году по сравнению с 2021 годом может составить более 11 млн т, или 15%, — говорится в присланном Forbes прогнозе НЛМК. — Максимальное снижение прогнозируется во втором полугодии 2022 года — более 9 млн т, или 26%, — по сравнению со вторым полугодием 2021 года».
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Антон Куликов сказал в ходе онлайн-конференции «Сектор металлургии — лава проблем», проведенной ФГ «Финам», что, по его ожиданиям, российские металлурги в целом снизят производство на 20-30% в 2022 году.
Некоторые сталевары уже анонсировали сокращение выплавки в июне на 20-40%, напоминает аналитик «Велес Капитала» Василий Данилов.
По оценке Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association), производство стали в России в январе-мае 2022 года снизилось на 2,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года — до 31 млн т. В мае производство по сравнению с маем 2021 года упало на 1,4%, до 6,4 млн т.
Влияние санкций
Российские металлурги сильно пострадали от санкций, сказал на конференции ведущий аналитик отдела анализа финансовых рынков «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов. Они потеряли рынки сбыта, у них начались проблемы с расчетами в валюте, а рубль укрепился. «Все это приводит к падению выручки, приостановке мощностей, и как результат — снижению рентабельности и отмене дивидендов в будущем», — отмечает эксперт.
Металлурги чувствуют себя неважно, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. «Пока были проблемы с логистикой во время пандемии, многие мировые потребители накопили запасы. А экономика замедляется, все ждут рецессию, и лишние запасы давят на рынок. Да еще и Китай с жесткими карантинами», — говорит аналитик.
Российские металлурги еще в мае предупредили власти о риске убытков в отрасли в условиях санкций и сокращении производства из-за высоких налогов и роста курса рубля.
Металлурги сильно сократили экспорт, поскольку Европа ввела эмбарго на значительную часть сталелитейной продукции из России, кроме отдельных позиций: в частности, эмбарго не коснулось электротехнической стали, которой там производят мало, говорит независимый эксперт Леонид Хазанов: «При этом разворот на Восток идет медленно, потому что там и своих производителей хватает, особенно китайцев, которые готовы свой металл продать где угодно. Импортировать сталь из России в азиатский регион тяжело, потому что цены там низкие. Поставки же стали в Африку и Латинскую Америку не могут быть значительными — там небольшие объемы потребления».
Снижение экспорта — одна из главных причин падения производства. Куликов из «БКС Мир инвестиций» напоминает, что один из крупнейших производителей стали, ММК, уже вынужден был остановить две из восьми доменных печей, сократив производство на четверть (именно столько приходилось на экспорт). По словам Куликова, некоторые металлурги вынуждены при экспорте делать скидки до 25%, что в текущей ситуации делает производство практически нерентабельным.
Основная причина сокращения производства — это неспособность внутреннего рынка переварить те объемы стали, которые раньше шли в Европу и Америку, а переориентация на Азию продвигается недостаточно быстро, говорит Данилов из «Велес Капитала».
Есть и еще одна причина, затрудняющая экспортные поставки. «Цены на сталь падают во всем мире, — говорит Хазанов, — и если Россия будет предлагать металл по низким ценам, есть опасность, что начнется антидемпинговое расследование и будут вводиться заградительные пошлины».
Падение внутреннего спроса
Следующая проблема, по словам Хазанова, — резкое ослабление внутреннего спроса в связи с тем, что упало автомобилестроение и железнодорожное машиностроение. Снизились заказы на выпуск как пассажирских, так и товарных составов. Есть также проблемы в строительстве: если жилищное строительство продолжается, то промышленное практически остановилось, говорит Хазанов.
Калачев из «Финама» считает, что емкость внутреннего рынка снижается из-за ухода зарубежных машиностроительных брендов.
«Что касается внутреннего спроса, возможно, есть определенная негативная динамика и давление на цены за счет избытка предложения, но это лишь в определенных сегментах, — уточняет руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. — По его словам, цены на арматуру стали стабилизироваться, даже наблюдается дефицит некоторых марок».
Сильный рубль
Доллар на Московской бирже при закрытии во вторник стоил меньше 59 рублей и в среду продолжил падать. Это далеко от курса 70-80 рублей за доллар, который в правительстве считают оптимальным для экспортеров.
«Сильный рубль — это проблема всех российских экспортеров, — говорит Данилов из «Велес Капитала». — Мы уже видим резкое снижение рентабельности в черной металлургии, и в случае сохранения валютного курса на низких значениях все больше компаний с высокой себестоимостью будут становиться убыточными».
Высокий курс негативен для всех экспортеров, соглашается Калачев из «Финама». «Сейчас, когда сталелитейные компании лишились возможности экспорта продукции с добавленной стоимостью на премиальный европейский рынок, они пытаются выходить на другие рынки, где больше интересуются сырьем и заготовкой, да еще со скидкой, — рассуждает он. — Транспортное плечо становится длиннее и дороже, завышенный курс рубля делает экспорт экономически бессмысленным».
Налоговая нагрузка
Аналитики полагают, что сохраняющийся акциз на жидкую сталь в размере 2,7%, который вводился в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры с целью изъятия «сверхприбылей» в бюджет, не способствует исправлению ситуации в отрасли.
В текущей ситуации акциз на сталь является, пожалуй, наименьшей из проблем российских сталеваров, говорит Данилов из «Велес Капитала». Однако на фоне ограничения внутренних цен и роста международных бенчмарков, на основе которых рассчитывается акциз, растет налоговая нагрузка на производителей. Власти обсуждают изменение механизма расчета этого акциза, однако его полная отмена не рассматривается, отмечает аналитик.
«Черные металлурги платят акциз на жидкую сталь, которого нет в мировой практике, — говорит Хазанов. — Ни в одной стране такого акциза не существует».
«Идея отмены акциза активно обсуждается, но против этого традиционно выступает Минфин, для которого отмена акциза будет означать выпадающие доходы бюджета, для замещения которых нужны другие источники, — говорит Калачев из «Финама». — Такой подход: ввести легко, отменить трудно».
Президент России Владимир Путин 18 мая подписал поручения по итогам совещания с членами правительства, которое провел 20 апреля. В частности, он поручил главе правительства Михаилу Мишустину рассмотреть до 1 июня вопросы оптимизации налоговой нагрузки на российские металлургические предприятия. Однако до сих пор никаких изменений принято не было.
«У нас с коллегами из Минфина продолжается дискуссия по вопросу снижения налоговой нагрузки на бизнес и предприятия, не только на металлургические, но и на них в том числе. Мы по-прежнему считаем необходимым как можно скорее рассмотреть вопрос отмены акциза на жидкую сталь как способ снизить нагрузку на металлургическую отрасль России, которая сейчас противостоит беспрецедентному санкционному давлению со стороны недружественных стран», — сказал в интервью РИА Денис Мантуров.
В ближайшее время в Госдуму будет внесена инициатива об отмене акциза, рассказал «Известиям» председатель думского комитета по экономической политике Станислав Наумов. Ранее комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил поправки группы депутатов, предполагающие возврат к действовавшей в 2021 году системе налогообложения металлургов, то есть снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и отмену акциза на жидкую сталь.
Острая конкуренция
Проблема российских черных металлургов еще и в том, что, в отличие от производителей цветных металлов, их доля на мировом рынке невысока. Они сталкиваются с острой конкуренцией со сталеварами из других стран, которые готовы компенсировать выпадающие из-за санкций объемы.
«Переориентировать экспорт стальной продукции в страны Азии из Европы — задача нетривиальная, потому что рынок там высококонкурентный, — говорит Андрей Верников, директор департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал». — Например, Китай выплавляет в 14 раз больше стали, чем Россия».
От стали из России отказаться вполне возможно, говорит Данилов из «Велес Капитала». «Простаивающие сталелитейные мощности в мире сейчас составляют около 600 млн т, притом что наша страна экспортирует чуть больше 40 млн т в год, — отмечает он. — Таким образом, заместить выпадающие российские объемы стали не составит большой проблемы».
Калачев из «Финама» говорит, что мир не сможет отказаться от российского никеля и палладия; отказ от российских алюминия и меди возможен, но дорого обойдется потребителям. «А без стали — легко и сколько угодно, — утверждает он. — Это конкурентный рынок с избытком предложения, квотированием и заградительными пошлинами».
Что делать с работниками
Еще одна проблема — огромные коллективы людей, которых металлурги отправляют в вынужденные отпуска, напоминает Хазанов. Содержать эту массу тяжело, а не содержать — нельзя, потому что это население целых моногородов. Если этих людей начать увольнять, то произойдет мощнейший социальный взрыв, говорит эксперт.
«В текущих условиях нам необходимо обеспечить бесперебойное функционирование всего промышленного комплекса, в том числе и металлургической отрасли, которая, напомню, занимает 17% в обрабатывающем производстве нашей страны и является самой современной в Европе, — говорил Мантуров. — От этого зависит сохранение рабочих мест, уровня заработной платы и компетенций на предприятиях».
Автор: Алекс Будрис