Как предотвратить рост цен на продукты с помощью утилизации?
02 апреля 2021, 08:40

Информационное поле в очередной раз взорвала новость о том, что новая концепция расширенной ответственности производителей (РОП) может привести к росту цен на продукты, на этот раз — молока. В качестве аргумента для такого прогноза предприниматели называют необходимость перерабатывать 100% выпущенной в оборот упаковки.

Действительно, по концепции РОП, производители и импортеры товаров в упаковке с 2022 года должны отвечать за утилизацию всего объема выпущенной ими тары. Ранее экосбор на ее утилизацию производители уже не раз называли «новым налогом», взимание которого и приведет к подорожанию упаковки и, как следствие, товаров.

Впрочем, например, 1 литр молока, выпускаемого в упаковке тетрапак, из-за расширения ответственности может подорожать лишь на 0,036 рубля, если платить экосбор (сейчас пачка стоит от 40 рублей).

Но в целом, поскольку любой бизнес должен оценивать все риски, чтобы предупредить их или минимизировать последствия, версия с экосбором в любом случае жизнеспособна.

Пандемия определила новые правила потребления, увеличив объем именно пластиковой тары. Чего только стоят рекомендации Роспотребнадзора об упаковывании использованных медицинских масок в два пластиковых пакета, рост потребления самих масок, исходя из рекомендованного срока их ношения и замены, а также массовая доставка в период карантина в одноразовой упаковке и рост онлайн-торговли в целом. В итоге можно наблюдать увеличение объема мусора, образуемого у людей за счет удаленного режима работы или изоляции на период болезни.

И даже если пандемия окончательно уйдет в прошлое, решать проблему загрязнения окружающей среды пластиком всё равно необходимо. Сегодня самый быстро выбывающий из нашего потребления товар — это упаковка. Жизненный цикл обычного пакета длится в среднем 12 минут (он считается с момента его продажи до того, как его выкинут). А наше ведро для мусора почти на 50% заполнено именно упаковкой, в том числе пластиковой.

Несмотря на демонстрацию пользы пластиковых отходов, из-за того, что они используются для производства тазиков и щеток, спортивной обуви и даже одежды, показатели их утилизации, собранных с контейнерной площадки, не радуют — всего 1,5%.

Почему же так мало пластиковых отходов попадает на переработку? Одной из причин, при этом весьма существенной, является одноразовость используемых материалов или композитов. Такие отходы попросту невозможно переработать. А это значит, что те предприятия, которые уже созданы и используют отходы пластика в качестве вторичного сырья, не заинтересованы в одноразовом «сырье»: они не могут ничего с ним сделать. Судьба такого пластика — захоронение на полигонах.

Именно по причине одноразовости сегодняшней пластиковой упаковки правительство РФ в концепции РОП и сделало акцент на максимальном поощрении именно перерабатываемых материалов. А также предприятий, которые используют сырье, спрос на отходы от которого будет способствовать их сбору и утилизации.

Реализуя принцип «загрязнитель платит», согласно которому именно производитель несет ответственность за переработку, правительство предложило установить дифференцированную ставку экологического сбора для разных видов упаковки. Это положение, как и стопроцентная обязанность производителей, включено в новую концепцию РОП.

Разный размер ставки в зависимости от способности материала к переработке (выше для не перерабатываемого, и наоборот), поможет простимулировать бизнес на выбор упаковки, произведенной из утилизируемого сырья. Так постепенно будет вытеснено из оборота одноразовое и сократится потребление первичных ресурсов.

Такой выбор повлияет не только на стоимость переработки или размер экосбора, но и снизит зависимость цены упаковки от стоимости продуктов нефтехимии за счет вовлечения вторсырья в производство новой продукции.



Все новости