Текущее состояние рынка алюминиевого проката в России
09 апреля 2021, 08:24
Плоский прокат составляет порядка 40% российского производства алюминиевой продукции и почти 70% экспорта российских полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Листы, плиты, рулоны, фольга – основной ассортимент прокатной продукции в портфеле металлургических предприятий. Как пандемия отразилась на производителях проката, кто является главными потребителями их продукции и как изменится структура потребления к 2025 году – об этом мы расскажем на примере компаний, входящих в Алюминиевую Ассоциацию .

Автопром прирастает алюминием

Направление, связанное с автопромом, – коммерческий транспорт и легковые автомобили -одно из самых перспективных. Количество выпускаемых автомобилей увеличивается, соответственно, растут и объемы применения алюминия. По данным исследовательской компании Ducker, ожидается, что к 2026 году объем алюминиевых деталей в одном автомобиле вырастет еще на 12% по сравнению с 2020 годом. Спрос обусловлен требованиями экологической повестки, отсюда и стремление к сокращению выбросов за счет облегчения конструкции или перехода на электромобили. И хотя сейчас в России отсутствует производство моделей с алюминиевым кузовом, эта тенденция нас не минует.
На 12% в 2020 году сократилось потребление проката вне Китая – до 10% вырастет объем алюминиевых деталей в одном автомобиле к 2026 году (по сравнению с 2020 г.)
К тому же по соотношению «цена-качество-жизненный цикл транспортного средства» алюминий является наиболее актуальным из существующих конструкционных материалов. Возможности обычных сталей в данном применении исчерпаны. Легированная сталь даст, конечно, большую удельную прочность, но и цена решения будет соответствующей. Алюминиевые же конструкции обладают высокой способностью к поглощению энергии ударов, лучшей коррозионной стойкостью и рециклируемостью. В общем, при правильном использовании алюминий будет основным материалом для замены сталей в автомобиле.

Новые сплавы – новые технологии

Сейчас в автопроме используются сплавы 6ххх и 5ххх серий. Однако автопроизводители, создавая новые модели, ставят все более сложные задачи, и требования конструкторов к материалам растут. Чтобы удовлетворить запросы автопрома, необходимо применять передовые технологии, корректировать химические составы существующих сплавов и разрабатывать новые. Совершенствование сплавов и технологии производства – общая тенденция развития всех индустрий, как переход от дискового телефона к кнопочному, а потом к смартфону. Этот процесс будет продолжаться бесконечно, пока существует производство продукции из алюминиевых сплавов. Даже такой привычный продукт – ленту для банок под напитки – вероятно, ждут перемены. Во всем мире на протяжении 30-40 лет в упаковке используются одни и те же сплавы -3104 и 5182 – в одном и том же состоянии поставки. Но с ними уже практически достигнуты пределы по толщине корпусной ленты, а тенденция к ее утончению сохраняется. Это приведет к тому, что со временем начнутся поиски сплавов с большей прочностью.
«Мы на Арконик СМЗ стремимся осваивать новые материалы и технологии, – говорит директор по развитию бизнеса и новых технологий Арконик Россия, руководитель сектора «Машиностроение» Алюминиевой Ассоциации Александр Дриц – Эти процессы всегда идут параллельно, потому что любой новый материал требует, как правило, создания технологии или корректировки имеющейся. Мы разработали сплав 1565ч. Сегодня из группы Al-Mg это наиболее перспективный и интересный материал, который позволяет получать механические и коррозионные свойства в широком интервале назначений».
Сплав 1565ч уже применяется в железнодорожном транспорте и судостроении. Постепенно этот сплав начинают использовать для коммерческого транспорта и для других решений, например, для мостостроения. Благодаря применению сплава в силовой конструкции мостового сооружения обеспечивается равнопрочность сварного соединения и основного материала, возрастает коррозионная стойкость.

«Мы сотрудничаем с НАМИ в производстве деталей из алюминия для автомобиля Aurus, -продолжает Александр Дриц . – Математические расчеты моделей показали возможность производства сложных внутренних деталей из двух сплавов, традиционного 5182 и 1565ч, согласованы технические условия на производство листов из них для НАМИ. Летом должны произвести опытную штамповку на одном из российских заводов для дальнейшей локализации производства алюминиевых деталей для Aurus».
В Арконик Россия видят потенциал автолиста и проводят исследовательские работы, связанные с отработкой технологии производства проката из сплавов 6ххх и 5ххх серий для автомобильной отрасли. Для космической отрасли в компании освоили производство сплава 1580, разработанного РУСАЛ и легированного скандием. Чтобы извлечь из скандиевой добавки максимальную пользу и получить требуемые свойства, была отработана иная технология, чем та, что используется для обычных сплавов системы Al-Mg. При этом она отличается для плит, поковок, прессованных изделий. «Арконик СМЗ достиг великолепного результата благодаря высокой квалификации наших инженеров, работающих вместе в каждом из наших производств – литейном, прокатном, кузнечном, прессовом. Коллектив предприятия получил нужные заказчику свойства на всех полуфабрикатах примерно за один год» , – говорит Александр Дриц .

Хроника восстановления

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 мировой рынок проката сократился на 6% или на 1,6 млн тонн – до 26,5 млн тонн. Больше всего пострадала транспортная отрасль, где падение потребления прокатной алюминиевой продукции достигло 25%. В то же время, есть сектора, которые практически не пострадали на фоне локдауна – речь идет о потребительской упаковке, получившей дополнительные стимулы для развития. В том числе благодаря этому Арконик СМЗ нарастил объемы производства в минувшем году до 245 тыс. тонн – это лучший показатель не только для завода, но и для всей отрасли в сегменте алюминиевых полуфабрикатов за последние тридцать лет.
Производство проката в Северной Америке в 2020 году снизилось на 6%, а в Европе, пострадавшей от локдаунов в большей степени, – на 11%. Единственным регионом, показавшим рост, оказался Китай, где прокатное производство выросло по сравнению с уровнем предыдущего года на 4%. Еще один интересный аспект периода пандемии – изменение соотношения импорта и экспорта. Импорт алюминиевого проката сократился на 12%, а объемы экспорта сохранились на уровне 123 тыс. тонн – в текущем году ожидается рост экспорта прокатной продукции.
Загрузка прокатных мощностей России в 2020 году сохранилась на уровне 2019 года – 85%. Впрочем, стоит отметить, что загрузка мощностей прокатных предприятий близка к пределу. Предприятия пытаются увеличить выпуск за счет оптимизации процессов и сокращения числа переналадок (зачастую как раз за счет сокращения номенклатуры), но для заметного роста производства необходимы серьезные инвестиции в расширение мощностей. Сегодня спрос на российский прокат внутри страны и в экспорте превышает возможности производства отечественных предприятий, так что развитие мощностей становится критически необходимым.

Драйверы на завтра

По данным Алюминиевой Ассоциации, до 2025 года рынок проката будет расти, а основной прирост придется на транспортный сегмент и упаковку. Они будут потреблять до 60% всего алюминиевого проката в мире вне Китая (из 21,1 млн тонн). Упаковка возьмет 34% от всего потребляемого в мире проката, а транспорт – 23%. По-прежнему значительную часть потребления обеспечат секторы фольги и строительства – 12% и 11% соответственно. Потребление в электротехнике подрастет, но незначительно – на 1%. А вот структура потребления проката по секторам в Китае к 2025 году будет заметно отличаться от общемировой картины. Из ожидаемых 12,7 млн тонн ровно половина придется на фольгу. Далее с большим отрывом будут идти строительство (15%) и упаковка (13%). 9% придется на транспорт и 3% на электротехнику.

Все новости