Российские металлурги увеличивают производственные планы на 2021 год на фоне рекордных цен на сталь, однако делают это очень осторожно. Ни один из крупнейших игроков не собирается превышать максимумы выпуска, достигнутые до пандемии. По мнению аналитиков, компании не хотят спровоцировать избыток мощностей на рынке, после того как нынешнее ценовое ралли сойдет на нет.
«Северсталь» Алексея Мордашова в 2021 году увеличит выпуск стали на 2,6%, до 11,6 млн тонн, сообщил руководитель управления по работе с инвесторами Владимир Залужский в рамках «Диалога с компанией», организованного «ВТБ Капитал Инвестиции». Этот план тем не менее меньше результата 2019 года — 11,85 млн тонн стали,— показанного после продажи сортового завода в Балаково.
Другие российские металлурги тоже собираются наращивать выпуск. Так, 22 апреля гендиректор НЛМК Григорий Федоришин на телефонной конференции для аналитиков говорил о планах увеличения выпуска стали на 2 млн тонн на липецкой площадке, на которой в 2020 году было выпущено 12 млн тонн из 15,7 млн тонн общего производства компании. Хотя в таком случае выпуск может достигнуть 17,7 млн тонн, он значительно не превысит показатель 2018 года. В 2019 году НЛМК выпустил лишь 15,8 млн тонн стали из-за приостановок, связанных с модернизацией производства.
ММК Виктора Рашникова планирует нарастить в 2021 году объемы производства до среднего показателя — 3 млн тонн ежеквартально, отмечалось в февральском обзоре «ВТБ Капитала» по итогам встречи аналитиков с менеджментом компании. В таком случае рост выпуска по сравнению с 2020 годом может составить 3,7%, однако опять же окажется меньше, чем результат 2019 года — 12,46 млн тонн.
С конца 2020 года на мировых рынках и внутри России наблюдается рост цен на сталь. Высокие уровни цен поддерживаются ажиотажным спросом на металл на внешних рынках, превышением спроса над предложением и сложной ситуацией на рынке железной руды, растущая цена на которую сказывается и на цене стали.
11 мая “Ъ” писал, что железная руда продолжает дорожать на фоне восстановления мировой экономики и роста спроса в Китае. При этом все аналитики и крупнейшие игроки отмечают, что рынок перегрет, и ждут снижения котировок. Так, Министерство финансов Австралии прогнозируют, что цены на руду упадут до долгосрочного среднего уровня — $55 за тонну — к концу марта 2022 года, при этом прежде ожидалось их снижение до этого уровня уже в сентябре. Сейчас цена на железную руду в китайском порту Циндао составляет $230 за тонну.
При этом российские компании ожидают роста спроса на сталь и внутри страны. «Северсталь» на дне инвестора в марте 2021 года повысила свой ориентир производства стали в 2023 году до 13 млн тонн вместо ранее планируемых 11,7 млн тонн. По прогнозам компании, рост внутреннего спроса на сталь в 2021 году составит 3,1%, до 43,8 млн тонн, что перекроет падение 2020 года из-за COVID-19. Среднегодовой темп роста спроса в период 2021–2023 годов может составить 2,6%, считают в компании. По оценкам ММК, рост спроса в этом году составит 3,6%.
Ирина Ализаровская из Райффайзенбанка подчеркивает, что 11,6 млн тонн стали, планируемых «Севесрталью» к выпуску, не являются максимальным показателем для компании. Но, по ее мнению, серьезное увеличение производства на фоне отличного рынка не входит в планы металлургов, так как чревато проблемой избыточных мощностей в будущем. По словам аналитика, сталелитейщики не сомневаются, что нынешний уровень цен является временным явлением, при этом даже после коррекции цены останутся на высоком уровне.