По словам министра финансов Антона Силуанова, Минфин не отмечал роста конъюнктурных доходов у UC Rusal, в отличие от металлургов и производителей удобрений. Поэтому новые налоги не распространятся на компанию
UC Rusal удалось избежать новых налогов, потому что Минфин не увидел сверхдоходов от повышения цен на алюминий у компании, в отличие от металлургов. Об этом рассказал журналистам министр финансов Антон Силуанов на брифинге во вторник. «Мы не наблюдали роста конъюнктурных доходов у UC Rusal в отличие от металлургов, по крайней мере, до недавних политических событий в Гвинее», — сказал он.
В этой африканской стране, где находятся основные заводы компании по добыче бокситов — сырья для производства алюминия, — в начале сентября произошел госпереворот. На фоне политической нестабильности страны, которая обеспечивает 20% мировой добычи бокситов, цены на алюминий кратковременно поднимались до более чем $3 тыс. за тонну.
В частности, в законопроекте Минфин предусмотрел три подхода: акциз на сталь, изменение ставок и базы расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и дифференциация налога на прибыль.
Если акциз и НДПИ затронут только металлургов и производителей удобрений, то налог на прибыль Минфин предлагает распространить на все отрасли, сказал Силуанов.
UC Rusal не подпадает ни под один из новых налоговых инициатив Минфина: НДПИ в текущем варианте на добычу бокситов и нефелиновой руды не распространяется, а дивидендов компания давно не платит. Между тем введенные ранее правительством экспортные пошлины в качестве ответа на рост стоимости металла действуют и на алюминий: ставка составляет 15% от цены, но не менее $254 на тонну. Компания заявляла, что из-за пошлин может закрыть некоторые производства, работающие на грани рентабельности.
Временные пошлины на черные и цветные металлы принесут в бюджет около 101 млрд руб. в 2021 году, следует из пояснительной записки к проекту бюджета (в эти поступления входят и пошлины на алюминий).
«К сожалению, мы попали рикошетом в общее движение по принуждению участников рынка к снижению цен. Мы наблюдали взрывной рост цен в части арматуры и проката, но в этой ценовой гонке не участвовали», — отмечал заместитель генерального директора компании по продажам в России Роман Андрюшин. По его словам, компания еще в 2013 году получила предписание ФАС, ограничивающее рост цен. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также говорил, что удорожание на рынке алюминия действительно оказалось менее существенным, чем на рынках стального проката, где цены увеличились более чем в два раза.